Автопилот… Довольно часто можно увидеть в новостях, что эта технология не стоит на месте, за её развитием мы наблюдаем уже несколько лет. И что же мы сами от неё ожидаем? Давайте сегодня немного окунёмся в эту тему, поговорим, как скоро автопилот сможет заменить человека, в каких автомобилях он уже есть, существуют ли какие-то законы на этот счёт, а самое главное — как к этому относятся действующие водители и автовладельцы на данный момент.
Если мы обернёмся назад, то сможем найти массу примеров, когда беспилотники были мечтой, и некоторые сценаристы смогли предвосхитить их появление.
В августе 2018 года Яндекс запустил в тестовом режиме сервис роботакси в наукограде Иннополисе. Сегодня автопилот доступен в некоторых моделях автомобилей, таких как Tesla, Audi, BMW и Mercedes-Benz. Однако, большинство автомобилей на рынке всё ещё не имеют такой функции.
Конечно, компании, развивающие автопилот твердят, что технология имеет свои преимущества, такие как: повышение безопасности на дорогах, уменьшение количества аварий и снижение уровня стресса у автовладельцев. Кроме того, автопилот может помочь водителям с ограниченными возможностями, такими как слепота или инвалидность, что пока кажется чем-то за гранью возможного.
И несмотря на это, уже существуют законы, ограничивающие работу автопилота в автомобиле, потому что не существует идеальных технологий без недостатков. В разных странах эти законы могут отличаться, но в целом они направлены на обеспечение безопасности на дорогах и защиту прав потребителей. Например, в США Федеральное управление по безопасности на транспорте (Federal Motor Vehicle Safety Standards) устанавливает требования к системам автопилота, включая требования к их надежности, безопасности и эффективности. В Европейском союзе также существуют стандарты, которые регулируют работу систем автопилота. И даже в России также есть законы, которые регулируют использование систем автопилота в автомобилях. Например, в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" водитель должен всегда контролировать движение автомобиля и нести ответственность за его безопасность. Помимо этого в России существует ГОСТ Р 55883-2013 "Автомобильные транспортные средства. Системы автоматического управления. Технические требования и методы испытаний", который устанавливает требования к системам автопилота.
Текущее отношение людей к автопилоту в автомобилях различно. Некоторые считают, что автопилот может повысить безопасность на дорогах и уменьшить количество аварий. Другие же опасаются, что он может привести к потере контроля над авто и увеличить количество несчастных случаев.
Например, всем известный фильм "Назад в будущее" (1985 год), где главный герой путешествует в будущее и видит автомобили-беспилотники, которые могут самостоятельно парковаться и перемещаться по дорогам без участия водителя. Или в фильме "Двухсотлетний человек" (1999 год) мы наблюдаем робота, который использует автомобиль-беспилотник для перемещения по городу.
Но на самом деле развитие системы автопилота в автомобилях началось уже в 1980-х годах. Первые прототипы беспилотных автомобилей появились в 1984 году в рамках проектов Navlab и ALМ, а также в 1987 году в рамках проекта Mercedes-Benz и Eureka Prometheus Project. Однако, значительный толчок развитию этого направления дала серия технологических конкурсов DARPA Grand Challenge. Эти соревнования были направлены на создание полностью автономных транспортных средств.
Сегодня беспилотные автомобили уже начали тестироваться в различных сферах, таких как общественный транспорт и такси. Например, в 2015 году беспилотный автомобиль британской компании Delphi Automotive успешно преодолел расстояние от Сан-Франциско до Нью-Йорка за 9 дней. В 2017 году компания Mitsubishi Electric представила автомобиль xAUTO, демонстрирующий достижения компании в технологии автономного вождения. В России это направление начал развивать Яндекс. В 2017 году он провёл успешные испытания своих прототипов. В 2018 году автомобиль Яндекса совершил первую междугороднюю поездку от Москвы до Казани в автономном режиме.